Всадники трансформации
Итоги дискуссий экономических панелей ПМЭФ-22
На ключевой экономической сессии Форума руководители экономического блока правительства попытались обсудить актуальнее задачи перестройки макроэкономики. Принципиально новых идей эксперты не озвучили, хотя Предедатель ЦБ выступила с небольшим программным монологом
В начале выступления Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, отметила ВВП как не объемный показатель в вопросе оценки благосостояния граждан и подчеркнула, что «очень важно распределение благосостояния и богатства среди людей. Проблемы неравенства – это проблемы не только социальные, но и экономические. Если есть неравенство доступа к образованию – это все отражается на производительности труда. Поэтому ВВП хороший показатель, но не единственный».
Эльвира Набиуллина (Банк России). Фото: Станислав Красильников
Максим Орешкин, помощник Президента Российской Федерации, отметил, что неравенство один из ключевых показателей того, как работает экономическая политика: «Именно этот показатель перед правительством – неравенство, снижение бедности – в этом году Президент поставил. Например, ВВП зависит от объема выпуска нефти, но при этом влияние объема выпуска нефти при плавающем валютном курсе на благосостояние населения в этом году неоднозначное. Поэтому неравенство и бедность – ключевые».
Максим Орешкин (Помощник Президента). Фото: Станислав Красильников
«Все опасаются, что структурная перестройка, когда мы лишаемся привычного доступа к источникам технологии приведет к деградации», ⎯ отметила Эльвира Набиуллина и добавила, что нужно по-новому посмотреть на частную инициативу, отметив, что «без частной инициативы не будет технологического развития».
В сложившийся ситуации Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации, видит роль бюджетной системы в поддержке в первую очередь «именно тех новых технологий, которые сейчас стали нам менее доступны: радиоэлектроника, “цифра”, те производства, которые требуют восстановления и воспроизводства уже нашими руками». По мнению министра финансов, часть рисков бизнеса должно взять на себя государство «возможно, на начальных стадиях: субсидировать процентные ставки, где-то дать уверенность в сбыте своей продукции, гарантировать минимальную доходность. В этом ключе бюджет как раз и должен сейчас помогать предпринимателям. Но с другой стороны никогда нельзя забывать о бюджетной стабильности».
Антон Силуанов (Минфин). Фото: Станислав Красильников
В вопросе макроэкономической стабильности Максим Решетнеков, отметил что «все последние годы кредитная и бюджетная политика была «чуть более жесткой, чем нейтральная. Это складывалось из того, что бюджет формировался, но в ходе исполнения доходов было чуть больше, расходов чуть меньше. Денежно-кредитная политика ориентируясь на более высокий уровень бюджетных расходов тоже это закладывала и была более жесткой. В результате итогом макроэкономической стабильности были чуть более низкие темпы макроэкономического роста, чем потенциально могло бы быть».
По словам министра экономического развития, существенное снижение ДКП привело к меньшему падению в 2020 году, восстановлению в 2021 году и продолжению этой тенденции в I квартале 2022 года. «Это говорит о том, что наша экономика значительно сложнее зачастую тех моделей, в которой мы о них рассуждаем: она более устойчива, она готова к росту и она с благодарностью воспринимает те послабления, которые мы даем».
Максим Решетников (Минэкономразвития). Фото: Станислав Красильников
Говоря об импортозамещении эксперт также отметил важность частной инициативы: «Импортозамещение — это в первую очередь частный бизнес <…> Все наши примеры того, что у нас появилось — это в первую очередь частный бизнес, и там где мы не реализовывали никаких государственных программ».
Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам, модератор, затронул вопрос нового бюджетного правила.
Андрей Марков (модератор). Фото: Станислав Красильников
По мнению Антона Силуанова, бюджетные правила необходимы государству и бизнесу: «Эти правила нужны нам — государству, при формировании бюджета и понимания горизонта, это нужно и бизнесу, потому что бизнес должен понимать, какую бюджетную финансовую, экономическую политику проводит государство и что нас ждет в будущем».
Также, бюджетные правила нужны для определения черты расходов, которые не приведут к бюджетному дисбалансу, заявил эксперт.
Эльвира Набиуллина акцентировала внимание на устойчивости финансовой системы, где должен соблюдаться баланс интересов кредиторов и вкладчиков: «Вне зависимости оттого проходим мы период структурной перестройки, не проходим его, устойчивость финансовой системы — это условие доверия тех, кто дает деньги в пользование». Она также добавила, что финансовая система будет финансировать структурную перестройку экономики, которая должна проходить «не за счет того, что накладывается больше рисков на вкладчиков, кредиторов, тех кто дает эти деньги».
Также, в первоочередных задачах Банка России — создание системы международных расчетов без опоры на элементы международной системы: «Сейчас задача выстраивать на двусторонней, многосторонней основе сопряжение с платежными системами других стран, то есть основанную на партнерстве международную систему расчетов», отметила председатель Банка России.
Фото: Станислав Красильников
Выросли риски банковского кредитования по части предоставления кредита предприятиям, которые ищут рынки сбыта и новых поставщиков: «Исходя из принципа устойчивости, мы не должны принуждать банки брать и кредитовать невозвратные или слишком рискованные проекты за счет того, что подвергать риску вкладчика и клиентов. Но мы собираемся настроить регулирование, для того, чтобы пустить какую-то часть рисков в банковскую систему. — отметила глава ЦБ и добавила, что «мы будем смотреть как нам дифференцировать регулирование, чтобы стимулировать банки не просто работать на текущую прибыль, а с тем, чтобы они финансировали трансформационные проекты — зеленые проекты, ESG и т.д. Но при этом мы ожидаем, и нам нужно будет взаимодействие с правительством, критерии таких трансформационных проектов».
Она также заявила, что у трансформационных проектов не всегда могут быть средства для возврата денег вкладчикам, кредиторам «поэтому нужны гибридные механизмы, институты развития, и роль поручительств, гарантий в этот период серьезно возрастает».
Остро стоит вопрос развития инноваций, где Эльвира Набиуллина подчеркнула важность стартапов и их финансирование: «Традиционные институты — это не лучший способ финансировать инновации, венчурное финансирование – это не то, что финансируется через банки. У нас нет системы бизнес-ангелов, венчурных фондов». По ее мнению, и в этом вопросе роль «локомотива» должна быть у «частников»: «Надо найти механизмы создать частные структуры, которые финансируют инновации, а без этого не будет технологического развития, это наша с вами совместная задача».
Максима Решетников лучшее использование валютной выручки видит в наращивании импорта: «По последним неделям мы видим, что положительная динамика здесь есть: и курс играет свою роль, и программы, которые у нас есть, ну и плюс — это планы бизнеса по дальнейшему развитию производств здесь. В том числе мы готовы поддерживать и обсуждаем поддержку бизнеса во вне и инвестиции в производства за периметром страны».
Председатель Банка России выделила три типа наслоения валютных ограничений, которые коснулись широкого круга лиц: «Первое — стабилизационные валютные ограничения. Это когда в условиях ЗВР на отток капитала мы не можем реагировать интервенциями, а можем только перекрыть этот отток. Второй тип ограничений — ответные. Это те, которые были приняты в ответ на замораживание наших активов и они касаются прежде всего нерезидентов из недружественных стран. И третий тип – исторические. Те ограничения, которые связаны с борьбой с отмыванием незаконных доходов, капитала, выводов по сомнительным операциям. И тут, мне кажется, логика должна сохраниться — нам не нужно пускать грязные деньги в финансовую систему, экономику, но подходы должны поменяться — очень большие издержки на тех, кто их осуществляет — банки, компании и т.д. <…> У нас каждый банк каждого клиента проверяет заново».
Эксперты обсудили меры поддержки бизнеса и инвестиции
В начале сессии состоялось голосование, на котором спикеры вместе с аудиторией проголосовали по вопросам курса рубля и уровня ключевой ставки. Результаты голосования прокомментировал Владимир Чистюхин, первый заместитель председателя Банка России, отметив, что задачей ЦБ традиционно остается обеспечение инфраструктурой и инструментами курсообразование.
Владимир Чистюхин (Банк России). Фото: Вячеслав Прокофьев
Продолжил дискуссию Илья Торосов, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации, прокомментировав рост ключевой ставки. «Мы рады, что постепенно происходит возвращение к докризисным ставкам. Считаем, что ставка должна дальше уменьшаться. Мы понимаем текущую инфляцию, которая позволяет снижать ключевую ставку. Минэкономразвития России весь год занималось субсидированием оборотного кредитования».
Илья Торосов (Минэкономразвития). Фото: Вячеслав Прокофьев
Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка, отметил, что, чем более плавно экономика сможет перейти от экспорта капитала к более сбалансированному экспорту и импорту, тем лучше. Спикер добавил, что сейчас предстоит период низких ключевых ставок, для того чтобы не увидеть курс рубля ниже 40.
Сергей Хотимский (Совкобанк). Фото: ТАСС
О новой модели экономического развития рассказал Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ: «Курс 70 рублей и ставка 7,5% — это данные, при которых мы можем стартовать по определению новой экономической модели».
Игорь Шувалов (ВЭБ.РФ). Фото: Вячеслав Прокофьев
Прокомментировал выступления спикеров Владимир Чистюхин, отметив, что курс — это производная от той экономики, которую мы имеем.
Илья Торосов отметил, что для экономического развития прежде всего нужна инфраструктура — платежей, конвертации валют, работы с «токсичными» валютами. Необходимы восстановление рынка капитала, а также рост кредитного портфеля (более 75 трлн к 2025 году).
В конце панельной дискуссии было проведено второе голосование на тему отрицательных процентных ставок по валютным средствам юридических и физических лиц.
Владимир Чистюхин отметил, что пассив в иностранной валюте для ряда банков стал тем ресурсом, который хочется отодвинуть как можно дальше.
Завершил сессию Игорь Шувалов, согласившись со спикерами в том, что такой инструмент, как отрицательные ставки, сейчас невозможен.
Начала дискуссию Дарья Пенчилова, директор по цифровому развитию ТАСС, отметив, что цифровизация полностью изменила подход к потреблению абсолютно во всех сферах нашей жизни, и экосистемы, которые создаются, и платформы предлагают новые инструменты для пользователей. Компании, сделавшие цифровизацию ключевым элементом своей бизнес-модели, стали лидерами на своих рынках.
Дарья Пенчилова (ТАСС). Фото: Кирилл Кухмарь
Продолжила дискуссию Елена Кузнецова, партнер ООО «ЦСПУ». Она рассказала о том, какие активы держат граждане России, сообщив, что 75% — это реальные активы, а 25% ¾ все остальные: «У нас есть потенциал для роста финансового сектора. Как его добиться? Внедрить удобные, простые финансовые сервисы». Она также отметила, что в России один из самых высоких уровней проникновения цифрового банкинга в мире.
«Удобство клиентского пути превалирует над сомнениями и рисками», — добавила Юлия Гадлиба, генеральный директор, председатель правления «Группы Ренессанс Страхование».
Юлия Гадлиба («Ренессанс Страхование»). Фото: Кирилл Кухмарь
Владимир Трояновский, заместитель генерального директора НСПК, рассказал о нюансах, факторах и стадиях создания цифровых продуктов — создание материала, создание самого продукта и его продажа. Отвечая на вопрос Дарьи Пенчиловой, он также отметил, что НСПК трансформировала все сервисы, и они наименьшим образом зависят от санкций.
Владимир Трояновский (НСПК). Фото: Кирилл Кухмарь
Игорь Алутин, управляющий директор проекта «Финуслуги» Московской биржи, согласился с тем, что будущее — за удобными и простыми сервисами: «Мы создали платформу “Финуслуги”, которая позволяет в одном личном кабинете управлять всеми своими финансами. Наша задача — полностью закрыть финансовые потребности клиента».
Игорь Алутин ( Московская биржа). Фото: Кирилл Кухмарь
Об интересе к инвестициям рассказал Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив. Он отметил, что мировой рынок переживает пик заинтересованности в инвестициях — 131 млрд долларов было инвестировано в финансовые технологии в 2021 году. Также Кирилл Варламов добавил, что 2030 году миллениалы будут владеть капиталом, в пять раз большим, чем сейчас.
Кирилл Валамов (Фон развития интернет-инициатив). Фото: Кирилл Кухмарь
Завершила дискуссию Юлия Гадлиба, рассказав о трансформации компании за счет клиентского опыта. Спикер отметила, что за счет трансформации компания стала адаптивна к внешним вызовам, все процессы перевели в онлайн и выстроили модель цифровой страховой компании.
Эксперты обсудили, как культурный код влияет на экономику и финансовое поведение граждан и как медиа формируют новые поведенческие установки.
Финансовая грамотность стала частью Стратегии развития финансового рынка до 2030 года. Это признание ее как важнейшей составляющей, фундамента, который обеспечивает устойчивое развитие экономики страны.
Кроме того, Россия добилась лидирующих позиций по системному внедрению финансовой грамотности в образование. За десять лет построена мощная образовательная инфраструктура. На базе ведущих российских вузов работает пять федеральных методических центров, которые охватывают весь жизненный цикл человека — от начальной школы до пенсии.
С 1 сентября 2022 года начинают действовать новые федеральные образовательные стандарты — преподавание финансовой грамотности станет обязательным в каждой школе и каждом регионе страны. Минфин совместно с Банком России считает эту тему одной из приоритетных не только для развития всей финансовой системы, но и системы образования на ближайшие 10 лет. Создана единая рамка компетенций, она объединяет все программы и продукты по финансовой грамотности — от учебников до мультфильмов и сериалов.
У школьников и учителей устойчивый интерес к теме формируется через олимпиады. Так, в 2022 году значительно повысилась популярность олимпиад по финансовой грамотности: в них приняли участие более 15 тыс. человек из всех 85 регионов, что в 3,3 раза больше, чем в предыдущем учебном году, а в онлайн-олимпиаде портала Учи.ру приняли участие 1,7 млн учащихся, что на 105% больше, чем в прошлом году.
«В каждой школе будет преподаваться этот предмет, для нас это колоссальный вызов, так как необходимо понять, кто правильно сможет донести такие знания», — сказал на круглом столе Михаил Котюков, заместитель министра финансов Российской Федерации. Важно, чтобы развитие навыков рационального планирования собственного бюджета не ограничивалось школой. Дети, вернувшись домой, должны иметь возможность обсудить эту тему с родителями, чтобы в будущем они могли принимать взвешенные финансовые решения.
Михаил Котюков (Минфин). Фото: Станислав Красильников
Впрочем, финансовая культура сегодня — это не только про то, как заработать и потратить. Это в том числе грамотность в таких вопросах, как инвестиции, налогообложение, кибербезопасность, пенсионные накопления, инициативное бюджетирование, финансовая грамотность для предпринимателей.
«На сегодняшний день мы широко расцениваем роль финансовой культуры, и это не только личные финансы, но и общественные: формирование бюджета, уплата налогов, инициативное бюджетирование и другое. Все эти вопросы будут интегрированы в проект финансовой культуры», — сказал Михаил Котюков. По его мнению, развитие финансовой культуры нужно выводить из сферы образования и максимально распространять среди широких слоев населения, используя все необходимые для этого возможности, в том числе возможности сферы креативных индустрий.
Как отметила Ольга Любимова, министр культуры Российской Федерации, во многих странах талант и креативность граждан рассматриваются как драйвер экономического и территориального развития: «Креативные индустрии — это относительно новое направление для нас. Очень непросто талантливым людям, особенно в регионах, найти инвестора, заняться бизнесом, тем более когда он связан с такими сферами, как, например, народные промыслы. Сегодня меняется отношение к деньгам в контексте культуры. Это больше не вопрос о том, чтобы на ком-то заработать, а о том, чтобы получить дополнительные средства, чтобы дальше развиваться и делать еще ярче и содержательнее».
Ольга Любимова (Министерство культуры). Фото: Станислав Красильников
Как считает Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в какой-то момент обнаружилось, что финансовое просвещение важно и нужно, но оно не меняет поведенческую установку человека, потому что за ней стоят определенные ценности: «Ценности и поведенческие установки — и есть культура в экономическом смысле. Соединение креативных индустрий с экспертным знанием — это шанс что-то сдвинуть в ценностях и поведенческих установках».
Александр Аузан (МГУ). Фото: Станислав Красильников
Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «Институт развития интернета», подчеркнул, что сейчас сформировался пласт людей, у которых культурный код уже изменен: это поколение, которое выросло с айпадом и телефоном в руке. Внутри бесплатного продукта может быть что-то платное, и человек уже заранее предупрежден, что на любом месте его ожидает необходимость доплатить за что-то. Это отличает их от старшего поколения: «Мы недооцениваем силу современных новых медиа и элементов новых технологий, таких как дополнительная реальность, виртуализация, те или иные технологии второго и третьего экранов. Комбинация этих вещей очень сильно действует на культурный код».
Александр Гореславский («Институт развития интернета»). Фото: Станислав Красильников
Юлиана Слащева, генеральный директор киностудии имени М. Горького, подчеркнула, что для производителей детского контента важно, чтобы именно государство было его заказчиком. Именно от государства, по ее мнению, должен поступать сигнал о том, что сейчас актуально и нужно: «Мы исследуем потребности детей, но почти никогда это не совпадает с тем, что хотят родители, не говоря уже о государстве. В этом смысле финансовая грамотность — очень правильный посыл. Контент — это трансляция культурных кодов. И если они меняются, то анимация должна это подхватить. Для этого надо отловить эти сигналы и тренды и потом еще правильно отразить».
Юлиана Слащева (киностудия им. М. Горького). Фото: Станислав Красильников
Несколько проектов на стыке культуры и финансовой грамотности были анонсированы на сессии и появятся уже в этом году:
- тема разумного финансового поведения найдет отражение в анимационном сериале «Простоквашино». В рамках совместного проекта Министерства культуры, Минфина России и студии «Союзмультфильм» планируется выпустить пять новых серий;
- в сериале для подростков «Хочу все знать» появятся новые серии по финансовой грамотности. Это совместный проект Минфина России и киностудии имени М. Горького;
- «Пушкин знает!» — совместный проект НИФИ Минфина России и Почта Банка. Речь идет о создании серии видеоподкастов, посвященных.